СИМВОЛИЗМ ХЛЕБА И ВИНА

            Вопрос. - Христос сказал: "Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек" (Иоан 6:51, 50) Каково значение сего изречения?

            Ответ. - Сей хлеб означает пищу небесную и божественные совершенства. Так, "Если человек ест этот хлеб" означает, что если какой-то человек получает от щедрот небесных, отражает божественный свет или же приобщается к совершенствам Христа, то он таким образом обретает жизнь вечную. Кровь также означает дух жизни и божественные совершенства, божественное великолепие и вечную милость. Ибо все члены тела получают все жизненно необходимое с током крови.

            В Евангелии от Иоанна, глава 6, стих 26, записано: "Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились".

            Очевидно, что хлеб, который ели ученики Христа и которым насытились, был милостью Божией; ибо в стихе 33 той же главы сказано: "Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру". Ясно, что тело Христа не сошло с небес, но явилось из чрева Марии; а то, что сошло с небес от Бога, было духом Христа. Поскольку Иудеи думали, что Христос говорил о Своем теле, то они возражали, как сказано в стихе 42 той же главы: "И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: "Я сошел с небес"?"

            Посмотрите, сколь ясно, что то, что Христос понимал под хлебом небесным, было Его духом, Его щедротами, Его совершенствами, Его учением; ибо в стихе 63 сказано: "Дух животворит, плоть не пользует ни мало".

            Таким образом, очевидно, что дух Христа есть та благодать небесная, что нисходит свыше; кто получает в изобилии свет от сего духа, то есть божественное учение, обретает жизнь вечную. Вот почему сказано в стихе 35: "Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда".

            Заметим, что "приходящий ко Мне" Он определяет как еду, а "верующий в Меня" - как питье. Таким образом, становится очевидным и определенным, что небесная пища есть божественные милости, духовная возвышенность, божественное учение, вселенское значение Христа. Есть означает приближаться к Нему, а пить - веровать в Него. Ибо Христос был наделен бренным телом и небесной сущностью. Бренное тело было распято, но божественная сущность вечна и продолжает жить, и она дает жизнь вечную; первое было природой человеческой, второе же есть природа божественная. Некоторые полагают, что в Причастии заключена сущность Христа, и что Божественная Благодать и Дух Святой нисходят на него и в нем пребывают. Но ведь после принятия Причастия, через несколько мгновений то, чем причащались, просто разлагается и совершенно преобразуется. А посему, как же можно додуматься до такого объяснения? Спаси Боже! Конечно же это чистая фантазия.

            В завершение скажем: посредством явления Христа божественное учение, в котором заключена бесконечная милость, получило распространение во все пределы, воссиял путеводный свет, и дух жизни был дан человеку. Кто последовал наставлениям, тот обрел жизнь; кто остался безучастным, оказался во власти вечной смерти. Сей хлеб, сошедший с небес, был божественным телом Христа, Его духовными составляющими, от которых вкусили ученики и через которые они обрели жизнь вечную.

            Ученики много раз принимали пищу из рук Христа; почему же их последняя трапеза, тайная вечеря, выделена особо среди прочих? Очевидно, что хлеб небесный означает не сей материальный хлеб, но скорее вкушение от духовного тела Христа, божественные милости и божественные совершенства, которых Его ученики причастились и которыми они насытились.

            И еще о том же подумайте, ведь когда Христос благословил хлеб и дал его ученикам Своим, сказав: "Сие есть Тело Мое" (Матф 26:26), и пожаловал их Своей милостью, то Он был с ними физически, телесно, в Своем облике. Он не обратился в хлеб и вино; если бы Он обратился в хлеб и вино, то Он не смог бы оставаться с учениками телесно, пребывая в Своем облике.

            Таким образом, становится ясно, что хлеб и вино служили символами, означающими: Я пожаловал вас Своими милостями и совершенствами, и когда вы восприняли сии милости, то обрели жизнь вечную и причастились божественной трапезы, получив свою долю и часть.

[назад на страницу АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ХРИСТИАНСТВА]

Hosted by uCoz