ЧАСТЬ II. РАЗГАДКА

 Рассказанное в последующих главах берет начало из многих источников и подвергалось многочисленным проверкам в течение ряда лет. Здесь все изложено лишь в самой краткой форме.

 Надеюсь, что мой рассказ даст и вам возможность испытать тот же трепет, что охватил меня, когда я нашел первую "ниточку" к разгадке этой поразительной истории.

 Чтобы окончательно удостовериться в правдивости изложенных здесь фактов, я совершил несколько поездок на Ближний Восток. По сути дела, две последние части этой книги были завершены вблизи знаменитой пещеры Илии на горе Кармель.

 Мой поиск начался на радиостудии в Висконсине. Завершился он в Святой земле, в Израиле, Земле Обетованной.

Уильям Сирз

Хайфа, Израиль,

октябрь 1959

1. Тайна начинает проясняться

 Молодого пленника вели по запруженным толпами народа улицам. На шее у него огромный стальной ошейник. К ошейнику привязаны длинные веревки, за них его и тащили сквозь толпу. Если он спотыкался, охранники свирепо дергали за веревки или безжалостно пинали его, где побольнее. Время от времени выскакивал кто-нибудь из толпы, ловко проскальзывал мимо охранников и ударял юношу кулаком или палкой.

 Каждую такую удачную выходку толпа приветствовала бурным ликованием. А если камень или кусок отбросов попадал узнику в лицо, и стражники, и толпа разражались диким хохотом.

 "Ну-ка, освободись, великий герой! - орал, издеваясь, один из зевак. - Порви свои оковы! Яви нам чудо!" - И он презрительно плюнул в хранившего молчание узника.

 Наконец, юношу привели к месту казни. Был полдень. На плацу перед казармами в этом прокаленном солнцем городе выстроилась команда солдат. Палящее летнее солнце сверкало на дулах мушкетов, нацеленных в грудь узника. Солдаты ждали команды "огонь!".

 Толпа с нетерпением подалась вперед, даже в этот последний момент не потеряв надежды увидеть чудо.

 Подходили опоздавшие, людской поток продолжал выплескиваться на центральную площадь. Тысячи людей облепили крыши соседних домов. Всем хотелось в последний раз взглянуть на этого странного юношу, который за шесть коротких лет так взбудоражил страну. Никто точно не знал, чем он был - воплощением зла или добра. И такой молодой, чтобы умирать - не больше тридцати. Теперь, когда все было кончено, тот, кого они так ненавидели и преследовали, вовсе не казался опасным. Толпа была разочарована.

 Все жаждали драматической развязки - за этим они и пришли! - а он обманул их ожидания.

 Выглядел этот юноша странно: он казался и беспомощным, и в то же время уверенным в себе. В его взгляде сквозила удовлетворенность, даже нетерпение, когда он смотрел на грозные дула нацеленных на него 750 мушкетов.

 Мушкеты вскинуты. Звучит команда: "Огонь!"

И вот три колонны солдат по 250 человек в каждой - целый полк! - одна за другой открыли огонь по юноше, осыпая его градом пуль.

 Более 10 тысяч человек стали очевидцами того, что случилось потом. До наших дней дошли документальные свидетельства этого события. Одно из них гласит: "Дым от пальбы семисот пятидесяти ружей был таким густым, что затмил свет полуденного солнца и стало темно... Когда дым рассеялся, изумленная толпа (увидела. - Авт.) такое, что не могла поверить своим глазам... Веревки, на которых был подвешен юный узник, оказались рассечены пулями на куски, но тело (его. - Авт.) чудесным образом не получило ни единой царапины" [1]

 М. К. Юар, французский писатель и христианин, оставил такой рассказ об этом эпизоде: "Солдаты, чтобы утихомирить возбужденную толпу... стали показывать, что веревки рассечены пулями, и никакого чуда на самом деле не произошло" [2]

 Солдаты собрали обрывки веревок и высоко подняли их, чтобы показать охваченной возбуждением толпе. Та становилась опасной, и солдаты пытались утихомирить ее.

 "Это мушкетные пули рассекли веревки на куски", - как бы говорили их жесты. - "Вот что освободило его. И больше ничего. Никакого чуда не было".

 Описывая далее это замечательное событие, М. К. Юар заявляет: "В это было трудно поверить: пули не причинили осужденному вреда. Наоборот, от них его узы распались, и он оказался на свободе. Это было настоящее чудо" [3]

 Это зрелище описано также А.-Л.-М. Никола, знаменитым европейским ученым.

"Произошло нечто из ряда вон выходящее, - рассказывал он, - такого еще не было в истории человечества... Пули рассекли веревки, которые его связывали, и он упал на колени без единой царапины" [4]

 Впервые я прочитал об этих событиях в изложении профессора Э. Г. Брауна из Кембриджского университета, известного британского востоковеда (это тот же профессор Браун, о котором я уже упоминал). Он сравнивает эту историю с тем, что произошло во время пришествия Христа. Вот что он пишет: "Мне очень хочется получить по возможности наиболее точное и подробное изложение всех деталей... ибо, по моему мнению, это одно из интереснейших и первостепенных по важности событий, не имеющее себе равных с зарождения христианства... Я почитаю своим долгом, равно как и своей приятной обязанностью, постараться в меру своих сил довести сей предмет до сведения моих сограждан, чтобы они смогли поразмышлять над ним... ибо, представьте себе, если кто-нибудь смог бы рассказать нам что-то новое о детстве, ранних годах или внешности Христа, например, - как рады были бы мы узнать об этом. Теперь многое уже невозможно выяснить... но в случае (с этим юношей. - Авт.) возможно... Посему давайте же, чтобы заслужить благодарность потомков, позаботимся об этом дне сегодня" [5]

Если даже после основательного изучения и исследования этого события великий ученый вместе с другими своими коллегами счел, что оно сродни "явлению Христа", а описание его назвал заслуживающим "благодарности потомков", то мне, надеюсь, простится подступившее, как высокий прилив, волнение.

 Я должен был узнать еще больше.

 2. Замечательное сходство

 Я начал рыскать по библиотекам в поисках любых имеющихся документов. И представьте себе, какое благоговение и изумление я испытал, когда открылись следующие факты...

 Жизнь этого юноши прервалась в июле 1850 года. Он был публично казнен за то, что говорил и чему учил. Все, что я узнавал о его жизни, напоминало мне о Христе. Тщательно изучив все обстоятельства его жизни, я не смог припомнить во всей истории человечества ничего, что было бы подобно его короткому, но бурному земному пути, если не считать волнующее повествование о страстях самого Иисуса Христа.

 Вот список замечательных совпадений их жизненного пути, который я привожу здесь, как часть моих "находок":

  1. Оба они были молоды.

  2. Оба были известны своей кротостью, любовью к ближнему и добротой.

  3. Оба совершали чудеса исцеления.

  4. Период земного служения обоих был недолгим, а события стремились к развязке с трагической быстротой.

  5. Оба смело бросили вызов устоявшимся веками обычаям, законам и обрядам религии, в которой они были воспитаны.

  6. Оба бесстрашно обличали необузданное взяточничество и коррупцию как в церковной, так и в светской жизни.

  7. Святость их жизни служила укором тем людям, среди которых они проповедовали.

  8. Их главными врагами были представители духовных властей их стран. Эти представители власти были инициаторами всех преследований, которым они подверглись.

  9. Обоих всячески оскорбляли.

  10. Обоих силой привели на суд властей и подвергли публичному допросу.

  11. Обоих после суда подвергли бичеванию.

  12. Оба прошли, сначала торжествуя, а потом страдая, по улицам города, который стал впоследствии для них местом казни.

  13. Обоих провели по улицам при большом стечении народа и подвергли всевозможным унижениям на пути к месту их мученической смерти.

  14. Оба произносили слова надежды и утешения тому, кто шел на смерть рядом с ними. По сути дела, и слова были одни и те же: "Будешь со Мною в раю".

  15. Оба были казнены публично под враждебными взглядами толпившихся вокруг зевак.

  16. В обоих случаях тьма укрыла место казни, начавшейся в полдень.

  17. Во время казни их тела терзали солдаты.

 18. Оба были унизительным образом подвешены на глазах враждебно настроенной толпы.

 19. Тела обоих попали в конечном счете в руки любящих учеников.

 20. Когда в каждом случае их тела исчезли с того места, куда они были помещены, власти нашли этому удобное для себя объяснение.

 21. При казни в каждом случае присутствовала лишь горстка учеников.

 22. В обоих случаях один из ближайших учеников отрекался от своего Учителя. И в каждом случае этот же ученик становился, после своего раскаяния, видной фигурой.

 23. И у того, и у другого была выдающаяся последовательница, которая сыграла решающую роль в том, чтобы побудить учеников обратить свои взоры из прошлого в будущее.

 24. После мученической смерти и того, и другого их последователей поначалу охватывали смятение, растерянность и отчаяние.

 25. Через их учеников (апостолов каждой эпохи) вера и того, и другого была разнесена по всему миру.

 26. Оба отвечали одинаково на вопрос: "Ты ли Тот, Обетованный?"

 27. Оба обращались к своим ученикам, наказывая им разносить весть о новом Учении во все концы света [1]

 Слова Христа уже были мне известны. Слова же этого молодого человека я прочитал с огромным интересом:

 "Истинно говорю, настали те времена, о которых говорил Господь в Книге Его... Поразмыслите над словами Иисуса, сказанными в напутствие ученикам: "Вы подобны огню, разожженному во тьме ночной на вершине горы. Пусть же горит свет ваш пред глазами людей. Такова должна быть чистота ваших помыслов и степень вашего самоотречения, чтобы люди Земли могли чрез вас познать и приблизиться к Отцу небесному, Который есть источник чистоты и благодати" [2]

 "Истинно говорю, несказанно возвышен День сей над днями Апостолов былых времен. О сколь несоизмерима разница! Вы свидетели Рассвета обетованного Дня Господа нашего... Исходите же вдоль и поперек землю эту, и твердою стопой, и осиянными сердцами своими подготовьте пришествие Его... Разве не Его волей свершилось возвеличение Христово, каковой был нищ и унижен в глазах людей...

 Восстаньте же во Имя Его, доверьтесь Ему всецело и уверьтесь в неизбежности полной победы" [3]

 Ничего удивительного, что великий Джоуэтт из Оксфорда так отозвался об этом новом учении: "Эти события слишком значительны и слишком мало удалены от нас по времени, чтобы мы могли оценить их истинное значение. Лишь будущее раскроет их смысл" [4]

 Именно эти отзывы Джоуэтта и Брауна и привели меня изначально на этот путь поиска. Теперь я понимал причину их повышенного интереса к тем событиям.

Я почувствовал охотничий азарт! Не напал ли я, наконец, на след? Не нашел ли я возможную разгадку столетней тайны - "Дела о так и не наступившем пришествии"?

 Следующий год я решил целиком посвятить сбору всех доступных мне материалов, касающихся того молодого человека и его учения. Затем я смог бы сравнить свои находки с уже найденными мною пророчествами, касающимися прихода Мессии. Если он действительно был Мессия, я мог теперь подвергнуть это всесторонней проверке. У меня появилась возможность решить для себя этот вопрос раз и навсегда.

 Однако особенно боевым мой настрой стал после ответа на два вопроса:

 Когда было положено начало этой вере?

 В 1844 году!

 Где?

 В Персии!

 3. Двойной небесный огонь

 Прошел не один, а целых три года, прежде чем я смог, наконец, закрыть свою папку "находок". Зато теперь я знал, что раскопал действительно стоящую историю. Прожженные газетчики оказались правы. Прочитав об этом на первой полосе воскресной газеты, вполне можно было упасть со стула. И уже ничто никогда не вернулось бы в полной мере на круги своя.

 Вам понятно теперь мое волнение? Поиск был долгим, но зато и награда обещала быть немалой. Я мог, наконец, раскрыть свою тайну.

 Одними из первых, ставшими известными мне фактами, были следующие:

  1. 24 мая 1844 года на Западе Сэмюэль Морзе послал свою знаменитую телеграмму, содержавшую слова из Священного Писания:

 "Вот что творит Бог!"

  2. 23 мая 1844 года, за день до названного выше события, на Востоке тот самый молодой человек сделал ошеломляющее заявление.

 Он объявил, что настал день, предсказанный всеми Священными Книгами прошлого. В этот день, провозгласил он, появится Обетованный Мессия всех религий. Этот день должен стать временем "одного Пастыря и единой паствы".

 Это произошло в Персии в 1844 году. Естественно, дата и место тут же привлекли мое внимание.

 Я узнал, что его называли "аль-Баб". Как имя Христа значит "помазанник", имя "Баб" означает "врата" или "дверь". Этот молодой человек провозгласил, что он есть "врата", через которые придет обещанный всеми Священными Книгами Пастырь единой паствы Божией.

 Мне вспомнилось обещание Христа:

 "А входящий дверью (курсив авт. - Ред.) есть пастырь овцам... Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" [1]

 Баб говорил, что он - провозвестник и предтеча некого, более великого, чем он сам. Его, Баба, миссия заключалась в том, чтобы призвать людей вернуться к Богу и подготовить приход великого мирового Спасителя, предсказанного Христом и всеми пророками прошлого. Как Иоанн Креститель был предтечей Христа, так и Баб провозгласил себя предтечей Обетованного Искупителя всех времен.

 В Священных Писаниях Персии, земли, которую Даниил обещал, как "место видения" в последние дни, имеется несколько пророчеств о двух небесных посланниках, которые там появятся. В одном из них говорится:

 "...Наступит день, и нарушит спокойствие тревожный глас трубы, за ним последует второй; сердца людей в тот день вострепещут..."

 И в другом месте:

 "...в день воскресения вся Земля уместится у него на ладони... и раздастся трубный глас... затем еще один, и вот! ...земля воссияет светом Господа своего".

 В другом случае говорится о двоих, которые придут вместе в конце времен:

 "Истинно говорю я, после Каима (Того, Кто воздвигнется. - Авт.) будет явлен Каюм" [2]

 Паври в "Грядущем Мировом Учителе" пишет: "Мудрец Нарада и другие провозглашали приход Кришны за несколько лет до Его появления... Такое предвозвещение необходимо..."

 Я обнаружил, что многим мировым религиям свойственно соотносить с Божественным Откровением две Личности.

 Учение Зороастра: Ушидар-Ма и Шах Бахрам.

 Шиитская секта ислама: Каим и имам Хусейн.

 Суннитская секта ислама: Махди и Иисус Христос.

 Христианство: Иоанн Креститель и Христос; Илия и Христос.

 Иудаизм: Мессия бен Иосиф и Мессия бен Давид; Элийя (Илия) и Мессия.

 На родине Баба было еще одно пророчество о двух грядущих святых Личностях. В традиционной версии, рассказываемой Бохари, говорится:

 "В конце времен Бог явит Себя всему человечеству во всей святости и величии, но лишь немногие приблизятся к Нему... Но затем Он явится опять, обнаружив во второй раз все качества служения, и тогда люди привлекутся к Нему, поверят в Него и восславят Его извечно сущие добродетели".

 Пророк Захария, говоря о последних временах, предрек, что явятся две одинаково святые души:

 "И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли" [3]

 Кроме двух "скорбей", в Книге Откровения упоминаются и "две маслины" и "два светильника".

 Пророк Малахия, говоря о конце времен, предрек:

 "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного" [4]

 Это была та самая земля, Персия, в которой Даниил узрел, как "...с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий..." [5]

 Баб предсказал, что этот великий Искупитель явится ровно через девять лет после прихода его самого. Поэтому Он, как предсказано в Ветхом Завете, внезапно придет в храм Свой".

 Он придет так, как не раз провозглашается Христом в Книге Откровения:

 "Се, гряду скоро..."

 Малахия, назвавший этот день великим Днем Гнева Божия, предсказал появление двух в конце времен:

 "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь..." [6]

 Баб часто повторял, что он лишь рассвет, а Солнцем будет тот Обетованный всех времен, что вскоре грядет за ним. Он предрек, что этот великий мировой Спаситель откроет эру невиданного прогресса и мира.

Естественно, теперь мне захотелось узнать все, что в моих силах, и о Бабе, и Том, Кто должен был прийти за ним. Ведь три основных из известных мне предсказаний исполнились:

  1. Эта вера возникла, когда "Евангелие Христово было проповедано повсюду во свидетельство всем народам" (1844).

  2. Эта вера явила миру весть о себе в тот самый год, когда закончились "времена язычников" (1844).

  3. Эта вера появилась в год, предсказанный Даниилом, и в то время, когда человечество, по словам Христа, "стояло на святом месте" (1844).

 Появление новой веры в 1844 году соответствовало трем наиважнейшим, основополагающим требованиям, и я уже знал, что мне нужно продолжать работу.

 4. Свидетели

Маргарет Фуллер, друг Эмерсона, так высказалась о вселенском энтузиазме 40-х годов прошлого века: "Одна из ярко проявившихся черт этого времени - то, что возбуждение охватило все слои общества" [1]

 Мне не терпелось узнать, что в то время было с Бабом. В чем истоки его веры? "Лихорадка пришествия" достигла своего апогея, когда Морзе отправил 24 мая 1844 года свою знаменитую телеграмму. А вечером 23 мая того же года спустя два часа одиннадцать минут после заката солнца в далеком Ширазе, в Персии, Баб заговорил со смиренным школяром - персом - совсем так же, как Христос впервые обратился к простым рыбакам. Баб сказал:

 "Эта ночь, и сам этот час будут праздноваться людьми в грядущих временах, как один из величайших и самых значительных праздников" [2]

 Сохранились яркие воспоминания школяра - первого, кому Баб открыл свою истину, о том незабываемом дне, а также те первые слова Баба:

 "Воистину, наступил рассвет нового дня. Обетованный воцарился в сердцах людских" [3]

 "Я сидел, завороженный его словами, - вспоминал впоследствии школяр. - Я потерял чувство времени. Его Истина, обрушившаяся на меня так внезапно, оглушила меня, как удар грома. На какой-то момент все мои чувства притупились. Но затем волна возбуждения, радости, благоговения и изумления захлестнула душу. Сильнее всего было чувство радости и силы. Я стал другим человеком" [4]

 Я изучил семьсот страниц труда, содержащего первые сведения о Бабе и его последователях. Рассказ об их страданиях и мученичестве похож на повествование о страданиях и мученичестве Христа и Его апостолов. Я прочел слова автора книги о жизни Христа - Эрнеста Ренана, который назвал эпоху мученичества последователей Баба "временем, которому, возможно, нет равных в мировой истории" [5] Я перечитал несколько раз воспоминания молодого человека, с которым Баб в первый раз заговорил. Он оставил для будущих поколений следующие впечатления об этом: "Сон покинул меня в ту ночь. Я сидел, зачарованный музыкой его нежного голоса.

 Надо всеми моими чувствами преобладали радость и сила, которые, казалось, преобразили меня. Каким я был раньше слабым и беспомощным! Теперь я чувствовал в себе такую смелость и силу, что встань против меня весь мир со всеми его народами и правителями, я смог бы без тени страха в одиночку противостоять их натиску. Я ощущал себя голосом Архангела Гавриила, призывающим весь род людской:

 "Проснитесь, спящие! Путь Его явлен вам! Врата Его благодати широко распахнуты; входите же, о народы мира! Ибо пришел Обетованный!" [6]

 История жизни Баба глубоко тронула меня. Я был уверен, что такая драма не могла не отразиться в исторических документах эпохи. Ее могли неверно понять, но вряд ли не заметили. И оказался прав. Мне удалось найти немало изложений этого события у европейских историков.

 Французский историк А.-Л.-М. Никола писал о Бабе: "... (его жизнь. - Авт. ) - один из замечательнейших примеров храбрости, который довелось засвидетельствовать человечеству..." [7]

 Никола также сравнивал то время со временем Христа. Вот его слова: "Он пожертвовал собой ради человечества... "Подобно Христу, он (Баб. - Авт.) заплатил своей жизнью за проповедь согласия, справедливости и братской любви" [8] Эдвард Грэнвилл Браун, благодаря которому я впервые напал на след этой истории, так писал о Бабе: "Найдется ли кто-нибудь, кого не привлечет кроткая душа Баба? Все в нем - и полная горестей и гонений жизнь, безупречное поведение, молодость, храбрость и безропотное, терпеливое перенесение невзгод... но, более всего, трагическая смерть - привлекает наши симпатии к юному пророку из Шираза" [9]

 Значимость "Дела о так и не наступившем пришествии" неожиданно возросла. Новый поворот событий произвел на меня сильное впечатление. Я понял, что открытое мной - не пустяк. Это касалось не какой-нибудь никому не известной, тайной группки людей. О них забыли - да, но только уже в XX веке, а никак не в XIX.

 Видный французский публицист свидетельствовал: "Вся Европа была охвачена жалостью и негодованием... В 1890 году в Париже мученическая кончина Баба была среди литераторов моего поколения такой же неизбитой темой, как и сразу же после известия о его смерти. Мы писали о нем стихи. Сара Бернар уговаривала Катюля Мендеса написать пьесу на тему этой исторической трагедии" [10]

 Великий ученый Арминиус Вамбери прочел доклад перед Французской Академией, в котором указывал, что Бабом "сформулированы положения, достойные величайших мыслителей".

 В 1903 году была издана драма под названием "Баб". Она была поставлена в одном из ведущих театров Санкт-Петербурга. Пьеса была разрекламирована в Лондоне и переведена на французский и немецкий языки (автор переводов - поэт Фидлер).

 Сэр Фрэнсис Янгхазбэнд, излагая историю тех времен, пишет: "Рассказ о Бабе -... это повествование о непревзойденном геройстве духа... Его жизнь должна быть одним из тех событий за последние сто лет, которые на самом деле стоят того, чтобы их изучали" [11]

 Кто же пытался с тех пор изучить его историю?

 Преподобный Т.К. Чейн, доктор теологии, знаменитый ученый из Оксфорда, называл Баба "... Иисусом наших дней... Пророком и гораздо больше, чем пророком". "Настолько редко встречается присущее ему сочетание мягкости и силы, что его должно ставить в один ряд с людьми необычайными" [12]

 Теперь я загорелся еще большим желанием узнать, кто же был Тот, Великий, Кого предвозвещал Баб. Ибо, если сам Баб мог производить такое впечатление на людей, то что же явит миру грядущий Искупитель? Ведь Его сила, по словам Баба, намного превосходит его собственную. Баб перед Ним, как свеча перед солнцем.

 Предтеча, Иоанн Креститель, так сказал о Христе:

 "... но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его..." [13]

 И Баб сказал о Том, Кто еще придет: "Из всего, что отдал Я, как должное, Тому, Кто грядет, самым значительным является записанное Мной признание, что никакие слова не могут достойно описать Его и никакие упоминания о Нем в Моей Книге не в состоянии воздать должное Его Пути" [14]

Баб считал себя "всего лишь кольцом на руке" Того, Кто еще придет. Он говорил, что будет первым, кто склонится перед Ним. Баб говорил своим последователям:

 "Я воистину верую в Него, и в Его Учение, и в Его Книгу, и в Его Свидетельства... и Я горд Своей верой в Него" [15]

 О христианине, который уверует в Того, Кто грядет, Баб сказал:

 "...его Я буду беречь как зеницу ока" [16]

 Перед самой смертью Баб записал: "Я обучал людей, чтобы они могли распознать Откровение (грядущего Мессии - Авт.), которое не принадлежит ни Востоку, ни Западу... Возможно ли для кого бы то ни было сокрыться от Него?" [17]

 Никогда еще я не ощущал такой уверенности, что найду разгадку своей столетней тайны. То, что я делал вначале шутки ради, теперь захватило меня всерьез.

 Следующий шаг напрашивался сам собой. Кто был Тот, Кого предвозвещал Баб? Как Его звали? Откуда Он родом? Исполнились ли с Его приходом содержащиеся в Библии пророчества?

 Только найдя ответы на эти вопросы, я смогу закрыть "Дело о так и не наступившем пришествии".

 5. Тайное становится явным

 Я внимательно изучал все Писания Баба, переведенные на английский.

 Я искал любую возможную "зацепку", способную навести меня на местонахождение и личность Великого Мирового Искупителя, Который, по словам Баба, должен был вскоре появиться.

 Баб четко указал год, когда должен восстать Обетованный:

 "Пока не истечет девяти лет с сего Божественного Почина, суть сотворенного не будет явлена... Будьте же терпеливы, пока не станете свидетелями нового Творения" [1]

 Тут все ясно. Девятый год (1269) по персидскому календарю - это год 1853 по календарю христианскому. Значит, Он придет не раньше 1853 года. В другом месте у Баба записано: "В году девятом обретете всех благ" [2]

 И снова: "В году девятом сподобитесь присутствия Господа" [3]

 Девять лет со времени, когда он объявил о себе (1844), приводят нас в год 1853.

 В Писаниях Баба я нашел и другие "подсказки", которые указывали на место появления Мессии - по сути дела, даже на город, где это произойдет.

 Прощаясь с юным школяром, который первым поверил в него, Баб сказал:

 "Держи путь прямо на север и посети... Тегеран. Моли всемогущее Провидение, чтобы тебе было милостиво дозволено достичь того места в этой столице, где воцарилось истинное Величие, и вступить в обитель Возлюбленного. Некая тайна сокрыта в этом городе. Когда она явит себя, весь мир вокруг превратится в райский сад" [4]

 По другому случаю у него было сказано: "Направь стопы свои в Тегеран, который хранит Тайну такой святости, что... Шираз (родной город Баба. - Авт.) не достоин сравниться с ним..." [5]

 Не была ли это та самая тайна, в поисках которой я провел столько лет? Может быть, это и есть ключ к двери, за которой откроется тайна Пришествия, о котором столько веков напрасно мечтали христиане, иудеи, мусульмане, буддисты, индуисты и зороастрийцы?

 Я обнаружил документальное повествование о поездке Баба к некоему святому месту под Тегераном. Похороненному там святому Баб адресовал такие слова:

 "Добро тебе найти покой... в сени Моего Возлюбленного" [6]

 Относительно места и времени сомневаться не приходилось: Тегеран, 1853 год. Однако мое любопытство возросло вдвойне, когда в Священных Книгах Персии я встретил еще одно пророчество, в котором говорилось о пришествии в последние дни двух Посланников Божиих:

 "В году Гарс (1844 - Авт.) земля озарится Его светом....Если доживешь до года Гарази (1853 - Авт.), то станешь свидетелем того, как страны, правители, народы и сама Вера Божия - все возродится к новой жизни" [7]

 При проведении изысканий в истории Персии, а также дальнейшем изучении Писаний Баба мое внимание вскоре привлекла информация о появлении на свет одного замечательного человека. Он родился в Тегеране, в столице. Он был, как и предрекал Даниил, благородного происхождения. Род свой он вел от древних персидских царей.

 Мне удалось найти такой рассказ о его ранних годах: "С детства он был необычайно щедр и добр. Он очень любил природу и большую часть времени проводил в саду или в полях. Он обладал огромной притягательной силой, которую ощущали все окружающие.

 Вокруг него всегда собирались люди - министры, придворные - да и дети очень привязывались к нему" [8]

 Я обнаружил записи и о его юношеских годах. Они очень напоминали рассказы об отрочестве Иисуса: "Когда ему было всего тринадцать или четырнадцать лет, Он уже был известен своей ученостью. Он мог рассуждать на любую тему и решить любую предложенную ему задачу. На больших собраниях он участвовал в дискуссиях (с верховными священнослужителями. - Авт.) и разъяснял сложные теологические вопросы. Все слушали его с огромным интересом" [9]

 Очевидно, что впечатление на людей он производил незаурядное. Даже премьер-министр Персии признавал его незаурядность и был обеспокоен этим. Когда его имя было названо в качестве кандидатуры на пост в правительстве, премьер-министр сказал: "Предоставьте его самому себе. Этот пост недостоин его. Перед ним более высокая цель. Я не могу понять его, но уверен, что у него великое предназначение. Он мыслит не так, как мы. Оставим его в покое" [10]

 В истории его жизни я нашел и другое сходство с Христом:

 "Подобно тому, как Иисус омывал ноги Своим ученикам, так и он иногда готовил пищу и оказывал другие "невозвышенные" услуги Своим последователям. Он был слугою слуг, и лишь этим служением гордился. Если было необходимо, он мог спать на голом полу, жить на хлебе и воде, а иногда довольствовался и тем, что называл "божественным пропитанием", ... голодал! Его совершенное смирение проявлялось в глубоком преклонении перед природой, перед человеком, и в особенности, перед святыми, Пророками и мучениками. Все сущее говорило ему о Боге, от самого малого до величайшего" [11]

 Его Миссия началась на Востоке, как предсказывали Иезекииль и Христос. Она началась в Персии, как было предсказано Даниилом. Она началась в Тегеране, как предрек Баб. И началась именно спустя девять лет после провозглашения Баба.

 Баб писал:

 "Взгляните на солнце Истины... Это, воистину, то, что Мы обещали вам... Подождите, пока минет девять лет... Я - тот первый слуга, кто уверует в Него и Его знамения" [12]

 Чтобы никто не воспринял неверно эти его слова, Баб написал следующее:

 "Восславлен будь в веках, о Господь Мой! Будь свидетелем, что этой Книгой я заключил завет со всем сущим о Миссии Того, Кого Ты скоро явишь миру (Мессии. - Авт.)..." [13]

 И наконец:

 "После (1853 года. - Авт.) явлен вам будет Путь, который и познаете" [14]

 Я обнаружил, что Баб многократно упоминает о великом Мессии, который должен был появиться спустя девять лет, в 1853 году. По его словам, благословенна будет земля Персии, на которую ступит носитель "Величайшего Имени Божия и Величественной Вести".

 Это была не косвенная улика, а вполне конкретное подтверждение. Его можно было проверить.

 6. Слава Божия

 Я изучил рассказ юного персидского школяра, которому Баб впервые поведал о своей Миссии. Он тоже искал Того, чей приход был обещан Бабом. Он отправился в Тегеран и стал спрашивать у людей:

 "Нет ли в этом городе человека, который отличался бы от всех незаурядностью своей натуры?"

 Ему сказали, что такой здесь только один.

 "Чем же он занимается?"

 "Он утешает несчастных и кормит голодных".

 "А каков его титул и положение в обществе?"

 "Ничего у него нет, кроме заботы о бедняках и совершенно чужих ему людях".

 "Как его зовут?"

 "Хусейн Али, Бахаулла".

 "Сколько Ему лет?"

 "Восемь и двадцать лет" [1]

 Таким образом и я узнал, что его звали Хусейн Али, так же, как Христа звали Иисус. И как Иисус был известен под именем "Христос" ("Помазанник"), так и Хусейн Али был известен под именем "Бахаулла" ("Слава Божия").

 Бахаулла родился в Персии, в том краю, где пророку Даниилу было видение князя Михаила, "Богоподобного".

 Когда Даниилу было велено "запечатать Книгу" до конца времен, ему же было обещано:

 "И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего..." [2]

 Родина Бахауллы - провинция Мазандаран. Эта часть Персии издавна известна, как "Земля благословенная". Вот что написано о Мазандаране: "Об этой провинции сложено множество легенд. Говорят, что там вырастет небесное дерево, ветви которого будут доставать до облаков. Плоды этого дерева будут давать жизнь народам. Многие специально приезжали туда в надежде найти это дерево. Другая легенда рассказывает о том, что в одной из высоких гор Мазандарана заключен властитель ненависти и войн" [3]

 Далее автор вышеприведенного отрывка объясняет, что эти притчи символизируют пришествие из этой провинции некой Великой Личности, которая принесет мир всему роду людскому.

 Подобные легенды отмечаются и в Книге Откровения, и в Книге Даниила. Пророк Даниил в той же главе, где он предрекает, что Михаил, Богоподобный, даст людям избавление в последние дни, говорит и о том, что тогда настанет и великий день воскрешения. Такой же день воскрешения обещан Христом по Его возвращении.

 Ф. Хаджингс, исследователь иудейских пророчеств, пишет в своей книге "Сионизм в свете пророчеств", имея в виду день сегодняшний: "Похоже, мы и в самом деле пришли к "концу времен" в полном соответствии с тем, что было явлено пророку (Даниилу. - Авт.) в его видении".

 Хусейн Али, Бахаулла. Странное имя. Прошло некоторое время, прежде чем я привык к нему. По мере того, как я знакомился с его жизнью, первоначальный холодок недоверия таял. Да, имя было восточное, характерное для Ближнего Востока. Я, конечно, понимал, что первая моя реакция была та же, что и у римского историка, который превозносил императора за "истребление культа Назареянина". Ему, человеку западному, тоже претило чужое восточное имя. Хотя на самом деле все Посланники Божии приходили с Востока и носили имена, которые поначалу казались странными.

 Примерно в то же время мне попалось совершенно замечательное заявление. По крайней мере, оно мне таким показалось. Оно принадлежало не последователю Баба или Бахауллы, а исследователю Библии из Оксфордского университета, хорошо известному христианскому священнику. Он писал: "Если в последнее время и появлялся пророк, то это Бахаулла. Он принадлежал к высочайшему типу людей - к пророкам" [4]

 У доктора Дж. Э. Карпентера в книге "Сравнительные религии" прямо задается вопрос: "Могла ли Персия среди всех своих невзгод дать жизнь религии, которая станет мировой?"

 Теперь ничто не могло заставить меня отказаться от моего расследования. Возможно, я был уже на пороге разрешения тайны так и не наступившего пришествия. Неужели и меня, как и многих других в течение веков, постигнет разочарование?

 По крайней мере, я в гораздо более выгодном положении. Я располагаю пространным перечнем конкретных условий, которые должны быть выполнены, чтобы тот, кто будет претендовать на трон Мессии, был признан таковым. Я с трудом сдерживал все возрастающее возбуждение. Тот трепет, что я испытывал до сих пор, намного превосходил волнение, которое охватывает старателя при виде залежей драгоценных камней. Неужели так пойдет и дальше?

 Я понял, что наступил решительный момент. Положив перед собой список условий, я стал неторопливо, по одному, сверять их с жизнеописанием Бахауллы. Я собирался проанализировать каждое отдельно взятое условие в приложении к жизни этого человека.

 Я многое узнал о нем, и мне стало известно, что, подобно Христу, он, попав в руки властей, подвергся страшным оскорблениям и унижениям.

 Сначала было зверское бичевание в молитвенном доме в Амуле. Спустя два года после мученической смерти Баба его арестовали, чтобы под конвоем солдат отправить пешком в подземную тюрьму в далеком Тегеране. В пути с него сорвали одежду, осыпали бранью и насмешками.

 В одном историческом свидетельстве того времени записано: "Весь путь от Шимирана до подземной тюрьмы Ему пришлось пройти пешком под палящими лучами солнца, босому и с непокрытой головой. Из толпы в Него летели камни и доносились проклятия... Уже перед самой тюрьмой какая-то старуха попыталась запустить в Него камнем. Она умоляла солдат: "Дайте мне бросить камень Ему в лицо!" Бахаулла заметил, как она торопливо ковыляет за Ним. Он обратился к стражникам: "Не дайте этой женщине испытать разочарование. Не лишайте ее того, что, по ее мнению, достойно похвалы перед лицом Господа" [5]

 Чтобы лишить Бахауллы магической силы его слова, его разлучили с учениками. Он был изгнан из родной земли. Под вооруженным конвоем он был препровожден через границу Персии в Ирак. Узнав, куда его доставили, вы, наверное, как и я, испытаете некую дрожь.

 В долину Тигра и Евфрата!

 На то самое место, где пророку Иезекиилю было его видение "Славы Божией".

 Вавилон! Имя "Бахаулла" означает "Слава Божия"!

 Папку с надписью "Разгадка" я отложил в сторону. На лицевой стороне большого конверта поставил жирный вопросительный знак. И затем все внимание сосредоточил на списке предсказаний. От того, что теперь произойдет, будет зависеть исход "Дела о так и не наступившем пришествии.

[Назад]:::[Читать дальше - Часть III "Проверка"]

 

Часть II

1

 [1]. Набиль. Несущие рассвет. С. 512-513.

 [2]. Клеман Юар. Религия Баба. 1889. С. 3-4.

 [3]. Там же.

 [4]. А.-Л.-М. Никола. Сейид Али Мухаммад по прозванию Баб. 1905. С. 375.

 [5]. Э. Г. Браун. Предисловие // Бломфилд. Выбранный путь. С. V-VI.

2

 [1]. Шоги Эффенди. Господь проходит рядом. С. 56.

 [2]. Набиль. Несущие рассвет. С. 92.

 [3]. Там же. С. 93-94.

 [4]. "Мир бахаи". Т. XII. С. 625.

3

 [1]. Ин 10:2-16.

 [2]. Набиль. Несущие рассвет. С. 41.

 [3]. Зах 4:14.

 [4]. Мал 4:5.

 [5]. Дан 7:13.

 [6]. Мал 3:1.

4

 [1]. К. Э. Сирз. Безумные дни. С. XXIV.

 [2]. Набиль. Несущие рассвет. С. 61-62.

 [3]. Там же. С.69.

 [4]. Там же. С. 62-65.

 [5]. Цит. по: Шоги Эффенди. Господь проходит рядом. С. 80.

 [6]. Набиль. Несущие рассвет С. 65.

 [7]. А.-Л.-М. Никола. Сейид Али Мухаммад по прозванию Баб. С. 203.

 [8]. Там же. С. 376.

 [9]. "Журнал Королевского Азиатского Общества". 1889. С. 933.

 [10]. Цит. по: Шоги Эффенди. Господь проходит рядом. С. 56.

 [11]. Сэр Фрэнсис Янгхазбэнд. Отблеск. 1923. С. 183-184.

 [12]. Т. К. Чейн. Примирение рас и религий. 1914. С. 70, 78.

 [13]. Мф 3:11.

 [14]. Завет Бахауллы. Манчестер. 1950. С. 20.

 [15]. Бахаулла. Послание Сыну Волка. С. 141.

 [16]. Завет Бахауллы. С. 23.

 [17]. Бахаулла. Послание Сыну Волка. С. 157, 156.

5

 [1]. Завет Бахауллы. С. 21.

 [2]. Бахаулла. Послание Сыну Волка. С. 141.

 [3]. Там же.

 [4]. Набиль. Несущие рассвет. С. 86.

 [5]. Там же. С. 96.

 [6]. Там же. С. 521.

 [7]. Там же. С. 50.

 [8]. Эсслемонт. Бахаулла и новая эра. Гл. III.

 [9]. Там же.

 [10]. Там же.

 [11]. Там же.

 [12]. Бахаулла. Послание Сыну Волка. С. 142.

 [13]. Там же. С. 160.

 [14]. Там же. С. 152.

6

 [1]. Набиль. Несущие рассвет. С. 104-106 /в изложении/.

 [2]. Дан 12:1.

 [3]. "Звезда Запада". Т. XIV. С. 291.

 [4]. Цит. по: Чейн. Оценка Веры Бахауллы. 1947. С. 18.

 [5]. Набиль. Несущие рассвет. С. 607-608.

Hosted by uCoz